Система Патанджали была признана практически всеми авторитетными последователями Йоги. В ней отражены все аспекты Йоги: Яма и Нияма составляют Крия Йогу; Асана и Пранаяма - Хатха Йогу; Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи - Раджа Йогу. Джнани Йога и Бхакти Йога опираются на принципы Ямы и Ниямы. Карма Йога имеет отношение к любым действиям, следовательно, практическая реализация системы Патанджали - тоже Карма Йога. Лая Йога, Тантра Йога, Кундалини Йога, Мантра Йога, Самадхи Йога - направления, разделы или разновидности Раджа Йоги с элементами Хатха Йоги.
Подобная систематизация аспектов Йоги несколько условна, поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в друга. Например, Хатха Йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует ряд положений Ниямы (диеты, гигиенические приемы и т.п.), Пратьяхары (отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания).
Яма - правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии в обществе, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и других). Человек - существо общественное. Все дальнейшие успехи в Йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонизировать с ними.
Нияма - кодекс личного поведения. На этой ступени ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно.
Асана - положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к дальнейшим ступеням.
Пранаяма - контроль над энергетическими процессами организма в основном с помощью дыхательных приемов и самовнушения.
Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапазон адаптации к всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха Йога, с ней вы в основном и будете иметь дело в этой книге, взяв на вооружение элементы третьей и четвертной ступеней Йоги, то есть Асану и Пранаяму, а также первые две ступени: Яму и Нияму (Крия Йога).
Пратьяхара - отвлечение чувств, осуществление полного контроля над ними.
Дхарана - концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.
Дхьяна - медитация или созерцание объекта.
Самадхи - устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса.
Последние четыре ступени дают человеку возможность полностью контролировать работу тела и сознания, развить Сверхсознание, достичь Богореализации. Ему становиться по плечу решение любых реальных задач. Наступает полная самореализация личности. Но овладение этими стадиями возможно только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех ступеней.
Асана - третья ступень Йоги Патанджали. Асана - положение, принятое телом для сохранения неподвижного состояния или для формирования исходного положения, предшествующего какому-либо движению. Ценность данной ступени Йоги следует рассматривать в 2-х аспектах. Во-первых, асана - необходимый этап в освоении Пранаямы и последующих разделов Йоги, так как в них требуется умение длительное время удерживать тело в определенном положении: голова, шея и туловище должны находиться на одной вертикальной линии, например, в «Падмасане» - «Позе лотоса». Во-вторых, асаны оказывают мощное воздействие на организм в психофизическом плане, что используется в качестве средства для поддержания здоровья, высокой работоспособности и долголетия. Асаны являются непревзойденными упражнениями по своему лечебно - профилактическому влиянию на организм человека. Их великое множество. Легенда гласит, что бог Шива знал 330 млн. асан. Практически не хватит жизни, чтобы их освоить и выполнять, но этого и не требуется. Специалисты Йоготерапии и Йогокультуры считают, что в среднем человеку вполне достаточно освоить 84 асаны или даже около 50. На основе этого как раз и создан Йогами " Основной обязательный каждодневный утренний комплекс для здоровых и больных людей" и "Усиленный комплекс " для достигших прогресса в первом комплексе.
Совершенно необъективно некоторые представители современных методов физической культуры упрекают Йогов в отсутствии в их упражнениях динамических движений, вследствие чего они считают, что недостаточно выполнять одни только асаны. В Йоге есть статические упражнения (асаны), динамические (вьяям), смешанные (статико-динамические) и комбинированные, например, физические с дыхательными. Но именно благодаря асанам Йога стала известна во всем мире. Особой популярностью пользуется среди любителей «Ширшасана» «Поза стойки на голове». Ее предлагают всем начинающим без разбора, нередко в качестве первого упражнения. Но Йоги резонно предупреждают, что, прежде чем становиться на голову, ее нужно иметь... Этим сказано все, хотя и в шутливой форме. Во-первых, нужно около 3-х лет выполнять основной ежедневный утренний комплекс, прежде чем организм сможет подготовиться к освоению этой позы; во-вторых, нужно четко знать технику исполнения этого простого на вид упражнения и, наконец, эта поза имеет массу противопоказаний.
Упражнения Йогов весьма активно вовлекают в работу проприорецепторы (нервные окончания в сухожилиях, связках и суставных капсулах) и интерорецепторы (нервные окончания внутренних органов), что, по признанию современной науки, является весьма важным фактором здоровья. Сложность, вычурность некоторых асан как раз и служит этой цели; неверно считать позы Йоги чистой акробатикой, их воздействие на указанные структуры не могут заменить никакие другие упражнения. Тонические сокращения мышц в асанах гораздо более экономичны энергетически, то есть не столь значительно повышают обмен веществ, не забирают энергию, необходимую для работы важнейших внутренних органов. Упражнения Йогов лишены ненужного напряжения и повреждающего воздействия на ткани тела. Они способствуют развитию выносливости, что предпочтительнее силовых упражнений,вызывающих утомление. Особенно неблагоприятно утомление при истощении нервной системы, хронических заболеваниях. Обычные системы физической культуры делают упор на развитие силы и мышц; человек становится «рабом своих мышц». Он посвящает им почти всего себя, будучи вынужденным постоянно их тренировать. Все системы организма становятся «слугами» мышц; в асанах, наоборот, мышцы обслуживают внутренние органы. В настоящее время в научном мире признано, что развитые, «накаченные» мышцы не являются необходимым признаком и условием здоровья, жизнеспособности и долголетия. Более того, такие сверхразвитые мышцы действуют только как паразиты, которые интенсифицируют обмен веществ в угоду себе, истощают жизненно важные органы, отбирая их энергию и питая себя. Развитие мышц должно быть умеренным, а не максимально возможным.
Тело Йогов, как правило, не отличается слишком развитой мускулатурой, если специфика их работы не связана с тяжелым физическим трудом. У них стройное юношеское тело без излишних жировых отложений, что позволяет выполнять самые сложные асаны и поддерживать с их помощью высокую работоспособность и здоровье.
Упражнения Йогов выполняются в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями организма и приводят к оптимальному состоянию отношение дыхания и обмена веществ. В отличие от обычных физических упражнений асаны снижают потребность тканей и клеток тела в кислороде, переводя их работу на более экономичный уровень.
Позы Йогов при правильном подборе и применении оказывают воздействие на все органы и системы организма, не вызывая от них оттока крови, а, наоборот, улучшая ее циркуляцию. Оздоровительное влияние на ткани и клетки тела затрагивает и такие основополагающие системы, как эндокринная и нервная, что отражается на умственных способностях, характере, привычках, то есть на всей личности занимающегося Йогой.
Эмоциональные и интеллектуальные отношения оказывают глубокое воздействие на нашу нервную систему, а это отражается на наших позах посредством тонических реакций. Например, радость, счастье и уверенность стимулируют и приносят с собой живую осанку, в которой преобладает состояние выпрямленности. Человек распрямляется, расправляет грудь, высоко держит голову. Наоборот, в случае несчастья, душевного конфликта и чувства унижения осанка становится вялой, голова опускается вниз, появляется сутулость, западает грудь. Гнев заставляет человека напрячься до предела, до нарушения мышечного тонуса, доходящего до дрожи. Страх доводит это нарушение до появления тряски. Предельный ужас парализует нервную систему и заставляет человека падать, теряя сознание. Таким образом, определенное психическое состояние временно или постоянно влияет на физическое состояние. Йоги утверждают, и не без оснований, что возможен обратный процесс воздействия поз, в частности асан, на психику человека, это они и используют в своей практике для установления и поддержания оптимального мышечного тонуса. Йоги выделяют четыре основных фактора, ведущих к нормализации мышечного тонуса организма:
1) стабильный, устойчивый психофизиологический сон;
2) хорошие гигиенические условия жизни и окружающей обстановки, особенно в отношении питания, дыхания и отдыха (сна);
3) полный простор для множества свободных естественных движений;
4) воспитание и установление правильных позовых привычек.
В современной жизни все эти факторы надо завоевывать. Первые два разрабатываются Крия Йогой, 3-4-й пункты реализуются с помощью вьяям и асан, подобранных для воздействия на организм человека с головы до ног» и вовлекающих в действие мышцы, которые обычно работают недостаточно,особенно крупные группы мышц спины и живота. Для этого используются самые разнообразные приемы, включая применение силы гравитации в перевернутых позах, регуляцию кровообращения мышечными сокращениями и другие. Асаны оказывают ненасильственное и не утомительное воздействие на организм. Асаны делятся на пассивные и активные. Первые, например Шавасана(«Мертвая поза»), «Макарасана» («Поза крокодила») и другие, сопровождаются расслаблением всей мускулатуры тела, за исключением той, которая требуется для поддержания жизни, то есть участвует в дыхании и кровообращении (сердце). Эта деятельность также сводится к минимуму. Данные позы в основном предназначены для отдыха, сна и медитации.
Следует заметить, что такое расслабление само по себе является искусством. Активные позы реализуются только с помощью участия мышц тела, без которого ни принятие позы, ни ее удержание невозможны. Правильно выполненная асана это поза, создающая определенные состояния тела и ума наиболее экономичным путем, поддерживающая оптимальные нейромышечные, эндокринные, обменные и психические соотношения в организме человека. Поэтому регулярное выполнение поз дает впечатляющие оздоровительные результаты. Но нужно еще раз подчеркнуть, что Йога рассматривает болезнь не как локальный недуг, а как патологическое изменение в организме в целом с большим или меньшим вовлечением в этот процесс всех органов и систем, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому, когда говорят, что данная асана излечивает от того или иного заболевания, - это значит, что она в значительной степени способствует этому.
Традиционные школы Йогов несколько иначе объясняют эффекты асан, мудр, банях и вьяям. В частности, тем, что данные упражнения нормализуют циркуляцию космической энергии и ее обмен с внешней средой. Йоги насчитывают 72 тысячи каналов для циркуляции этой энергии и 7 основных ее регуляторов - чакр, являющихся психоэнергетическими центрами человека. Эти же взгляды в своей практике использовала восточная медицина, предложив методы иглоукалывания, прижигания, массажа точек, расположенных на 14 основных каналах (меридианах) тела и вне их. Методы воздействия Йогов и указанные методы рефлексотерапии, видимо, родственны и по происхождению и по механизму воздействия на человека, но Йога - активный метод (человек сам себя совершенствует и управляет собой), а восточная рефлексотерапия - пассивный метод, так как больной получает помощь извне и полностью полагается на опыт рефлексотерапевта.
Для каждого упражнения в Йоге используется специфический тип дыхания. Самый идеальный вариант (это приходит с годами практики) - настроить сознание на бесконечность, представлять и чувствовать себя каплей космического океана или частью бескрайнего неба, отождествлять себя с ним; временами все мысли будут полностью успокаиваться. Такое «безмыслие» или направление внимания на бесконечность ослабляет влияние коры головного мозга на подкорковые слои. Любая другая мысль вызывает эмоциональные проявления, что автоматически включает высшие корковые центры и их влияние на низшие, мешая последним нормально выполнять свои регуляторные функции в отношении внутренних органов, Йоги советуют в течение нескольких минут в день научиться ни о чем не думать. Это оказывает громадный освежающий эффект на асе тело и нервную систему. В повседневной жизни человек проявляет так много эмоциональных реакций (иногда приводящих к инсультам, инфарктам и другим тяжелейшим состояниям), что к совету Йогов нужно отнестись очень и очень серьезно.
Расслабление тела и ума при выполнении асан способствует преодолению чувства обособленного «Я», эгоизма и эгоцентризма. Даже только ради этого следовало бы практиковать асаны.
Упражнения Йогов подразделяются на два главных комплекса.
Первый - «Основной, обязательный каждодневный утренний комплекс для здоровых и больных людей». Он состоит из 54 упражнений и разучивается в течение 6 месяцев, затем выполняется в течение 2,5-3 лет. Можно на этом комплексе остановиться и выполнять всю жизнь.
Второй «Усиленный комплекс», который тоже состоит из 54 упражнения на базе «Основного комплекса», но 30 упражнений из него заменены более сложными, а 24 остаются теми же, что и в «Основном комплексе». «Усиленный комплекс» тоже разучивается 6 мес., а затем выполняется в течение всей жизни.При необходимости в «Основной» и «Усиленный» комплексы вводят лечебные позы, а по достижении эффекта их исключают, продолжая выполнять «Основной» или «Усиленный» комплекс. Через несколько лет после выполнения «Усиленного комплекса» отдельные его асаны можно усложнить. Предела совершенствованию здесь нет, учитывая многотысячный арсенал поз Йогов.
Мудры нельзя делать до достижения 16 лет для мальчиков и 13-15 -лет для девочек (пока не установятся регулярные менструации). После 60 лет все упражнения утреннего комплекса нужно выполнять очень осторожно (например, не доводить себя до утомления, чаще выполнять Шавасана("Мертвую позу"), медленно увеличивать число тех или иных упражнений и так далее) из-за старческих изменений тканей и органов.
Нельзя торопливо выполнить упражнения, все время поглядывая на часы: таким образом, вы образуете еще один источник стресса. А ведь именно против стресса Йога направлена в первую очередь.
Идеальным вариантом для занятий Йоги считают раннее утро (5-7 часов утра, за 1-2 ч до восхода солнца), натощак, после выполнения гигиенических процедур. Можно заниматься и среди дня, но не менее чем через 4 часа после приема пищи; вечером, но не позднее, чем за час до захода солнца и через 4 часа после приема пищи. При утомлении перед занятием нужно выполнить Шавасана("Мертвую позу ").
Упражнения Хатха Йоги не рекомендуется выполнять частями, весь цикл надо делать сразу. Если в этот день вы не располагаете достаточным временем, выполняйте все упражнения минимальное число раз или секунд.
Заниматься лучше в обстановке тишины и покоя, в хорошо проветренной комнате, без неприятных запахов; если не холодно - с открытой форточкой или окном, без сквозняков; еще лучше на свежем воздухе, если не мешают насекомые, шум, жара или холод, любопытные люди; вдали от дорог (чтобы не мешали пыль, шум и выхлопные газы). Желательно заниматься одному; если это невозможно, не нужно обращать внимание на окружающих и не отвлекаться.
Если у вас нет возможности заниматься в специально отведенной для Йоги комнате, упражняйтесь в любом помещении, но в нем никто не должен курить, ссориться и т.п. иначе во время занятий у вас будут возникать отрицательные ассоциации, эмоции, связанные с неприятными воспоминаниями. Место занятий для вас должно быть местом отдыха, обретения покоя и уравновешенности, старайтесь часто его не менять, так как будет выработан динамический стереотип, создающий ощущение безопасности, уравновешенности и удовольствия.
Упражнения следует выполнять на чистой подстилке или коврике (несинтетическом или на синтетическом, покрытом хлопчатобумажной или льняной простыней). Одежда не должна стеснять движений. Упражнения лучше делать босиком или в носках (чулках), но не в тапочках. Если позволяет обстановка, занимайтесь обнаженными.
Запомните три золотые заповеди Йогов в отношении освоения упражнений, да и во всех остальных случаях жизни:
1) последовательность, с постепенным переходом от простого к сложному;
2) регулярность и систематичность (перерыв в занятиях во время разучивания комплекса допустим не более чем на 10 дней по уважительной причине; иначе весь цикл упражнений придется начинать сначала). А если человек разучил весь комплекс и выполняет его целиком, но у него произошел перерыв в занятиях свыше 10 дней, то он может выполнять весь комплекс целиком, но сначала каждое упражнение делать минимальное число раз;
3) умеренность во всем.