Паракая Правеша (вхождение в другое тело или оживление мёртвого тела и вхождение в него с помощью превращения его души)

Техника пхо-ва, "перемещения сознания", дает адепту возможность свободно перемещать свое сознание в пределах одной или разных пространственных мерностей. Это - одна из наиболее ревностно охраняемых тайных практик Тибета. Хотя следует сказать, что секреты и всех остальных упомянутых техник "Пути Формы" передаются только изустно от учителя к ученику с большой осмотрительностью и осторожностью.

В отличие от практик "Пути Формы", приемы "Бесформенного Пути" не связаны с использованием психофизических упражнений, дыхательных техник, визуализации. Потому, они оказываются приемлемыми лишь для тех адептов, у которых сознание уже в достаточной степени развито за счет наработок в предыдущих воплощениях или в этой жизни.

Среди практик "Бесформенного Пути" наиболее известны две: Махамудра (или "Блаженное Переживание Недвойственности") и "Великое Освобождение". Их методологии сходны. Разница лишь в том, что они восходят к разным традициям.

Основная цель Махамудры - слияние индивидуального сознания адепта с Божественным Сознанием - реализуется следующим образом. Сначала адепт достигает состояния "ментальной паузы". Затем он медитативно постигает положение своего индивидуального сознания относительно материального плана в целом. Раскрывая идентичность природы своего индивидуального сознания и всех материальных объектов вселенной, он приводит их в своем осознании в состояние совершенного Единства. Иными словами, он постигает, что Бог есть во Всем и Все.
Существуют многочисленные сообщения о том, что практикующие Махамудру адепты очень скоро восстанавливают память о своих предыдущих воплощениях.

Тибетский ламаизм развил технику перенесения сознания (тиб. пхо-ва, тронгжуг), которая является интегральной частью мистического учения о Бардо Тхёдол, повествующего о посмертном пути человека. Практическое учение пхо-ва содержит технические указания по перенесению сознания в мертвые или живые тела существ в пределах сансары, т.е. с целью сансарической, земной, тогда как тронгжуг является трансцендентным аспектом техники пхо-ва, трансформирующей сансарическое, но лишенное неведения (авидьи) сознание в нирваническое, запредельное; это последнее является, по существу, йогической практикой прижизненного (или посмертного) достижения Нирваны, доступной лишь высокопродвинутым адептам. Брахманизм, индуизм и буддизм Тхеравады также знакомы с техникой перенесения сознания; в Палийском каноне буддизма содержатся недвусмысленные указания на этот счет. Великий авторитет ведантической философии Шанкарачарья, как передает традиция, также с успехом, практиковал перенесение сознания. Рассказывается, как однажды, с целью получения недостающего ему чувственного опыта, он вошел в тело только что умершего индийского царя Амаруки и, проведя ночь с женой царя, тут же возвратился в свое йогически закаленное и очищенное тело, охраняемое преданными учениками. Традиция, правда, не разъясняет, каким образом вожделеющее сознание остается чистым, пусть даже и в незапятнанном желанием теле.

Техника перенесения сознания принадлежит к наиболее оккультным и ревностно оберегаемым от непосвященных знаний, детали этой практики могут быть переданы лишь самым подготовленным ученикам на высших ступенях посвящения. Она слишком опасна, чтобы посвящать в нее профанов и дилетантов, а также тех, кто имеет нечистые намерения. Во время выхода сознания из тела может прерваться тонкая энергетическая и магнетическая связь между телом и сознанием, что ведет к тяжелым заболеваниям и даже смерти; кроме того, тело, во время отсутствия «хозяина», при несовершенном владении этим искусством перенесения, может быть занято другими людьми и сущностями, что также крайне опасно. Я иду еще дальше и говорю: никто не смеет даже прикасаться к этому знанию, если он предварительно йогически не очистился и не достиг высоких ступеней этического совершенства.

Опасность этой практики иллюстрируется древним сюжетом, с которым знакомят учеников во всех продвинутых школах йоги.

Молодой царевич, сын могущественного раджи, и его друг, сын первого министра, были близкими друзьями и оба владели сокровенным искусством пхо-ва. Однажды они гуляли в лесу и увидели на земле мертвую птицу, убитую ястребом. Высоко на дереве кричали, высунувшись из гнезда, только что вылупившиеся птенцы убитой птицы и просили есть. Царевич, из сострадания к птенцам, решил войти в мертвое тело птицы, чтобы накормить птенцов. Он попросил друга охранять его тело и, войдя в тело птицы, полетел к птенцам. Неверный друг царевича, завидующий его положению наследника могучего царя и к тому же влюбленный в его красавицу жену, тотчас занял тело царевича, а тому ничего больше не оставалось, как воспользоваться телом своего неверного друга. Прошло много лет, прежде чем царевич смог вернуться в свое настоящее «жилище», да и то с трудом и по чистой случайности. (по другой версии легенды прошло 7 лет, прежде чем "друг" согласился "придти в себя").